Вы здесь
Как заявил председатель Зернового союза Казахстана Нурлан Оспанов, казахстанское сообщество стало чаще сталкивается с лоббированием интересов российских производителей средств защиты растений (СЗР) в Казахстане. Об этом пишет портал atameken.kz.
Как сказано в сообщении, в январе прошлого года на основании заявления производителей СЗР стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было начато антидемпинговое расследование в отношении поставщиков гербицидов из Европейского союза. По мнению заявителей, такие поставщики реализовывали гербициды на территории ЕЭАС по ценам ниже, чем на других рынках. И это, по их мнению, негативно сказывается на развитии российских и казахстанских производителей. Расследование завершилось в мае этого года. По его результатам Евразийской Комиссией было предложено ввести дополнительные таможенные пошлины против импортеров из стран ЕС в размере от 26 до 52%.
— Гербициды, выпускаемые в России и Казахстане, имеют одну общую особенность — они производятся из действующих веществ, вышедших из-под патентной защиты, — рассказывает Нурлан Оспанов. — Причем по рецептуре, разработанной не авторами действующего вещества, а сторонними компаниями, например, КНР. Такие гербициды не всегда учитывают постоянно растущие, а иногда и новые требования со стороны покупателей сельхозпродукции, например, к уровню содержания остаточных пестицидов и тяжелых металлов в сельхозпродукции.
Спикер отметил, что западные компании предлагают на рынке новые препараты, разработанные на их научной базе, но которые еще находятся под защитой патентного права.
— Получается, что на рынке ЕАЭС предлагаются и «старые», и новые препараты, — пояснил глава Зернового союза. — Причем «старые» препараты предлагаются также их разработчиками — западными компаниями, использующими в производстве «оригинальные» компоненты действующего вещества препаратов и собственную рецептуру, отработанную в новейших лабораториях и испытанную на различных рынках. Отмечается, что рынок также представлен препаратами китайского, российского и казахстанского производства, использующие действующие вещества китайского производства.
Вместе с тем, антидемпинговое расследование проведено лишь в отношении поставщиков препаратов из Европейского союза и не коснулось китайских производителей. Несмотря на то, что объем импорта китайских гербицидов превышал объем импорта препаратов из ЕС, а также то, что по ценовым и качественным показателям китайские препараты являются основными конкурентами российских и казахстанских препаратов.
По словам Нурлана Оспанова, инициаторы расследования рассчитывают, что применение антидемпинговой меры создаст условия для производителей из ЕАЭС для увеличения объемов производства гербицидов и их доли на этом рынке путем замещения производителей из Европейского союза, которые не смогут продолжать поставлять гербициды на рынок ЕАЭС по конкурентной цене.
— Следует учитывать тот факт, что ни российские, ни наши производители СЗР не производят на территории ЕАЭС основной компонент любого препарата — действующее вещество, которое в стоимости готового препарата составляет до 90%, — отметил спикер. — Мы зависим от цен Китая. В последние годы китайское правительство ужесточает требования к своим заводам, что уже отражается на отпускной цене для наших производителей СЗР. Значит, и на цене готового препарата казахстанского производства. На сегодняшний день казахстанские производители не могут нарастить экспорт в Россию из-за отсутствия регистрации и допуска наших препаратов на территорию РФ. Такой процесс займет около трех лет и обойдется производителям в 250 тыс. долларов за один препарат. В то же время российские производители имеют в Казахстане широкий ассортимент препаратов, зарегистрированных и допущенных на территорию страны.
Предлагаемые российской стороной увеличение экспортных пошлин либо введение квот приведет к тому, что транснациональные компании-производители гербицидов локализуют производство исключительно в России и будут использовать преимущества ее членства в ЕАЭС для последующей реализации произведенной продукции в прочие страны-участницы ЕАЭС, включая Казахстан. По мнению Нурлана Оспанова данные меры приведут к печальным последствиям для казахстанских производителей СЗР и поставят казахстанский рынок в зависимость от российского производителя.
— Учитывая, что мощности российских заводов могут не удовлетворить общую потребность рынка ЕАЭС, это может привести к дефициту в Казахстане СЗР и, как следствие, к увеличению цен на препараты, — пояснил спикер. — Недостаточное либо несвоевременное применение СЗР однозначно приведет к снижению производства сельхозпродукции в Казахстане. А это уже отразится на продовольственной безопасности страны. Россия вынуждает транснациональные корпорации локализовать производство СЗР на территории ЕАЭС. Если это случится, то шансов у Казахстана развернуть локализацию у себя даже теоретических очень мало.
Для транснациональных корпораций объем и платежеспособность российского рынка, по мнению эксперта, привлекателен. Россия регулярно создает благоприятные условия и защищает интересы своих производителей, что позволяет им расширить рынки сбыта в ЕАЭС.